ВААГН МАРТИРОСЯН: «У НАС ЕСТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЛЮБОМУ КРИЗИСУ»

31.10.2009

- Ваагн Артаваздович, недавно Совет Директоров принял решение о продлении срока Ваших полномочий в качестве Генерального директора компании, что говорит о доверии к Вам со стороны акционеров.

В первую очередь это говорит о правильности курса развития компании. О том, что акционеры довольны результатами, которые показываеткомпания в последние годы. О доверии той команде, которая сегодня управляет одной из крупнейших телекоммуникационных компаний России, в частности и в условиях экономической нестабильности.

- Кстати говоря, как «ЦентрТелеком» чувствует себя в условиях влияния последствий финансового кризиса? На сколько велико их влияние на бизнес компании, общую стратегию развития?

Безусловно, по ходу ухудшения общей экономической ситуации в стране и мире нам пришлось скорректировать и наши финансовые планы. Осенью прошлого года с учетом развития финансового кризиса инвестпрограмма ОАО «ЦентрТелеком» на 2009 год была утверждена в размере 5,5 миллиарда рублей. Однако уже в марте текущего года Совет директоров компании скорректировал годовой объем инвестиций. Сегодня по нашим прогнозам, эта цифра к концу 2009 года составил около 4,5 миллиардов рублей. Сократив инвестиционный бюджет компании на текущий год мы были вынуждены перенести сроки завершения ряда крупных проектов (в частности, 100%-ной цифровизации сети связи компании). Но при этом нам удалось высвободить необходимые для финансирования текущей операционной деятельности и погашения кредиторской задолженности средства. Так уже в апреле этого года ОАО «Центр Телеком» уже досрочно погасило кредит Сбербанка России объемом 3 млрд. рублей. В июле мы осуществили вторичное размещение облигаций пятой серии. С использованием привлеченных таким образом денежных средств и операционных поступлений мы не только выполнили в полном объеме обязательства по четвертому облигационному займу, но и произвели реклассификацию ряда текущих кредитных обязательств. И сегодня я могу сказать, что благодаря грамотному финансовому менеджменту ЦентрТелеком даже в условиях кризиса чувствует себя довольно устойчиво.

- То есть можно говорить, что кризис нам не страшен?

Как говорили древние: кризис - это не только опасность, но и возможность. Вот и мы относимся к работе в условиях экономической нестабильности как к ситуации, которая предоставляет массу новых возможностей. В первую очередь для укрепления собственных конкурентных преимуществ на телекоммуникационном рынке ЦФО.

Как я уже говорил, в ЦентрТелекоме разработана специализированная антикризисная программа повышения эффективности операционной деятельности. Она затрагивает все функциональные направления нашей работы: коммерческую деятельность, техническую эксплуатацию сети, IT-сектор, управление расходами и доходами, финансовый менеджмент, транспорт и недвижимость, капитальное строительство и управление персоналом. И сегодня мы оптимизируем каналы предоставления услуг и бизнес-процессы обслуживания абонентов, расширяем сферу взаимодействия с корпоративными клиентами, внедряем новые информационные системы поддержки предоставления услуг. Ещё в 2008 году мы практически заново начали осваивать сегмент крупных корпоративных клиентов, со многими из которых ранее работали только в сфере предоставления услуг традиционной телефонии. И уже в этом году в рамках проекта по подключению калужского подразделения Volkswagen к корпоративной сети, реализуемого через российское подразделение Deutsche Telekom - ООО «Т-Системс СиАйЭс» - мы создали сеть связи для 000 «Фольксваген Груп Рус» в Калужской области. В марте 2009 года ЦентрТелеком совместно с British Telecom реализовал проект по развертыванию сети связи для автомобильного завода «Вольво» в Калуге. А в августе текущего года наша компания выиграла конкурс на предоставление телекоммуникационных услуг для ЗАО «Пежо Ситроен автомобили РУС».

В этих проектах ОАО «ЦентрТелеком» предоставляет высокоскоростные защищенные каналы связи, посредством которых российские представительства ведущих автогигантов получают возможность оперативной связи как с московскими офисами, так и со штаб-квартирами корпораций, находящимися в европейских столицах. Все это помогает максимально ускорить и оптимизировать бизнес-процессы, обеспечить контроль качества и соответствие продукции российского производства высочайшим стандартам всемирно известных автомобильных брендов.

Нашими услугами сегодня пользуются такие крупные представители российского и зарубежного бизнеса как Сбербанк, «Нестле фуд», Samsung Electronics, Kraftway и множество других бизнес-структур. Хочу отметить, что даже в условиях кризиса бизнес крупных корпораций продолжает развиваться. Просто мы все стали значительно больше внимания уделять вопросам снижения операционных издержек, оптимизации численности персонала, совершенствованию бизнес-архитектуры и бизнес-процессов. С единственной целью - повышения эффективности работы компаний как целостных систем. Роль инфокоммуникационных технологий в подобных условиях резко возросла. Ведь используя возможности современных систем коммуникаций, в частности услуг передачи данных, доступа в Интернет, организации каналов для видео-конференцсвязи и т.д., корпоративные пользователи могут серьезно оптимизировать свою работу. Мы помогаем нашим клиентам создавать корпоративные сети, позволяющие не только снижать расходы, но и поновому организовывать бизнес-процессы.

- Можно ли говорить о том, что развитие системы взаимодействия с крупными корпоративными клиентами сейчас является для компании самой важной задачей в сфере коммерческой деятельности?

Я бы не был столь категоричным. Да, корпоративные клиенты для нас очень важны. Но было неверным утверждать, что в погоне за большими корпоративными контрактами мы забудем о наших частных пользователях. Абонентская база услуг доступа в Интернет ОАО «ЦентрТелеком» по итогам работы в первом полугодии текущего года выросла на 28% и уже превысила 900 тысяч пользователей. Мы последовательно развиваем услуги широкополосного доступа во Всемирную сеть и с начала 2009 года предоставляем этот популярный сервис не только с использованием xDSL-решений, но и по технологии FTTB. По нашим оценкам, уже к 2014 году 72% наших абонентов широкополосного доступа в Интернет будут подключены к интернет именно с применением FTTx-решений. Реализация запланированных программ технического развития позволит «ЦентрТелекому» не только обеспечить высокие темпы роста абонентской базы новых телекоммуникационных услуг, но и даст компании возможность предоставлять абонентам самые современные сервисы. В ближайшее время в 12 регионах Центрального Федерального округа будет запущена в коммерческую эксплуатацию и услуга интерактивного телевидения, которую мы продвигаем с использованием торговой марки DomolinkTV. Этот бренд уже широко известен жителям Воронежской, Липецкой, Тульской, Московской и Владимирской областей. Предоставление услуги в этих пяти регионах с конца 2008 года позволило нам выработать оптимальный механизм вывода этого сервиса на телекоммуникационные рынки ЦФО, учесть все пожелания клиентов, проанализировать наиболее востребованные абонентами коммерческие предложения. Поэтому пользователям в 12 «новых» для проекта регионах мы предложим наиболее выгодные пакеты услуг «Интернет+телевидение», привлекательные тарифные планы и набор дополнительных сервисов (в частности, «видео по запросу»), который будет постоянно расширяться. Помимо совершенствования технологической базы и расширения спектра предоставляемых услуг, мы постоянно работаем и над повышение качества сервиса. Так в ближайшее время в ЦентрТелекоме будет запущен в эксплуатацию единый Центр обработки вызовов - современный call-центр, который позволит централизовать и значительно улучшить качество обработки обращений абонентов в компанию, повысит скорость разрешения возникающих у пользователей вопросов. К началу 2010 года мы также планируем запустить первую очередь корпоративного интернет-портала продаж и обслуживания клиентов. Он даст абонентам возможность в режиме реального времени управлять всеми подключенными услугами ОАО «ЦентрТелеком» со своего домашнего компьютера. Мы рассчитываем, что впоследствии этот ресурс станет основным средством общения наших абонентов с оператором, позволит с одной стороны нам оперативно реагировать на динамично изменяющиеся запросы пользователей, а с другой - сделает современные телекоммуникационные услуги ещё более доступными для абсолютно всех жителей ЦФО. Ну и конечно же нельзя забывать и о ряде важных социальных программ, в реализации которых принимает участие компания. О таких федеральных проектах, как подключение школ к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» или установка более универсальных таксофонов в регионах ЦФО говорилось уже неоднократно. Но и сегодня ЦентрТелеком работает в рамках важных и интересных региональных программ носящих социальный характер. Например, в 2009 году мы завершили внедрение единой информационной системы в Тверской областной клинической больнице. В середине этого года ЦентрТелеком выиграл тендеры на создание сети обмена информацией для офисов врачей местной практики и региональных больниц, а также на создание единой информационной сети для 362 сельских администраций в Тверской области. В ближайшее время начнется и проект развертывания пилотной зоны внедрения «социальной розетки» на территории московского района «Кунцево», в котором мы выступим провайдером услуг доступа в Интернет и IPTV. Кроме того в настоящее время мы активно участвуем в проекте создания инфраструктуры связи в рамках развития новой паспортно-визовой системы в регионах ЦФО. Это, конечно, не социальный проект в полном понимании этого слова. Но косвенно тоже несёт социальную нагрузку. Ведь все подобные федеральные программы - создание электронного правительства, внедрения телемедицины и многие другие - улучшают систему государственного управления, делают государство более прозрачным и доступным для жителей нашей страны. А все вместе это повышает качество жизни граждан России.

- Возвращаясь к вопросам менеджмента, насколько Вам удалось распределить функции по филиалам? Ведь эту идею связывают именно с Вашим приходом к руководству компанией...

Наша цель остаётся прежней. Филиалы должны стать операторами сетей доступа и сервис-провайдерами, а генеральная дирекция - оператором магистральной сети и провайдером услуг. Когда я пришел в компанию, в «ЦентрТелекоме» процесс централизации административной системы управления бизнеса был почти завершен. Но мы пошли дальше - приступили к распределению различных функций по филиалам, в зависимости от их навыков, возможностей. Сегодня могу сказать, что реализация идеи идет полным ходом. При этом речь не идет о децентрализации менеджмента. Просто у каждого из наших филиалов что-то получается лучше, чем у других. Один - лучше всего строит центры продаж и обслуживания, другой лучше всех наладил систему продаж FTTx-решений, третий - оперативнее других работает с современными IТ-системами. Поэтому логично, чтобы каждый из них «возглавляет» соответствующее направление работы, помогает, консультирует коллег из соседних регионов. Но управление бизнес-процессами по-прежнему остается прерогативой генеральной дирекции. Хочу напомнить, что ЦентрТелеком стал первой компанией «Связьинвеста», которая полностью перешла на использование Oracle E-Business Suite для ведения общего бухгалтерского учета. С марта 2009 года OEBS успешно функционирует во всех филиалах компании. Сейчас в ЦентрТелекоме в полном объеме внедрены функциональные блоки системы («Финансы», «Логистика», «Персонал», «Заработная плата»), завершено создание единых корпоративных справочников, а также конвертация исторических данных. Для обеспечения наиболее полной поддержки ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской учета ERP-системой ORACLE E-Business Suite реализована подсистема корреспонденции счетов. Кроме того, OEBS интегрирована с используемыми в компании АСР «Старт» и системой бюджетирования IBM Cognos, разработаны дополнительные модули «Управление платежами» и «Договорной учет». Использование универсальных стандартов ведения бизнес-процессов для всех филиалов компании не только повысило эффективность менеджмента, но и улучшило качество и прозрачность принятия и выполнения управленческих решений.

Аудит бухгалтерского учета за 2008 год, проведенный по данным OEBS, показал, что система работает как часы. Внедре¬ние системы ORACLE стало логичным продолжением организации единых корпоративных бизнес-процессов в ЦентрТелекоме, что в конечном итоге повышает общее качество работы всей компании.

- И последний вопрос, в чем на ваш взгляд залог стабильности и успешного развития ЦентрТелекома?

Залог успеха любой компании в наличии профессиональной команды, четко отслеживающей все тенденции развития предприятия, способной быстро и профессионально решать тактические и стратегические задачи. В «ЦентрТелекоме» такая команда есть. Менеджерский состав компании уже неоднократно доказывал на деле свое умение реализовывать любые самые сложные проекты, а наши сотрудники в регионах - могут воплотить в жизнь подчас абсолютно нереальные на первый взгляд идеи. Так что основная движущая сила у нас есть, теперь главное - продолжать движение выбранным курсом.



Источник: «ЦентрТелеком Вести» корпоративное издание №34 октябрь 2009

Все публикации