Социальная розетка

30.09.2009

Основной системой оповещения людей при возникновении чрезвычайной ситуации всегда служила сеть проводного радио. Однако в последние годы его слушают в основном пенсионеры, тогда как представители более молодых все чаще от него отказываются. Так, за последние 15 лет число действующих радиоточек в России сократилось с 47 до 10 млн, и с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Выходит, при возникновении чрезвычайной ситуации сигнал тревоги, переданный по проводному радио, услышат лишь единицы.

В 2007 году у специалистов ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть» возникла идея модернизации точек проводного радио. Почти два года разрабатывался проект, названный «Социальная розетка». В мае на выставке «Связь-Экспокомм-2009» проект получил одобрение Президента РФ Дмитрия Медведева. Тут же появилась и законодательная база - 19 мая мэр Москвы Юрий Лужков подписал Постановление «Об организации оповещения населения города Москвы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Сегодня проект готов к запуску. Пилотная зона по установке современных телекоммуникационных интерфейсов будет развёрнута в октябре - декабре 2009 года. В рамках эксперимента «социальные розетки» устанавливаются в двух новостройках московского микрорайона Кунцево.

- В течение полугода будет проходить тестирование пилотной зоны «Социальной розетки». И к ноябрю 2010 года начнётся внедрение проекта в промышленных масштабах, - сообщил генеральный директор МГРС Вячеслав Иванюк. - Если эксплуатация опытной зоны будет проходить без проблем, в ближайшие несколько лет «социальной розеткой» будут оснащены все столичные квартиры. Само устройство представляет собой интерфейс, оснащённый постоянно действующим динамиком, который и будет передавать сигнал оповещения при чрезвычайной ситуации. Именно благодаря этой функции проект вызвал столь активную поддержку со стороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, новые радиорозетки будут оснащены «тревожной кнопкой», с помощью которой можно подать сигнал экстренным службам. Планируется, что последующие поколения «розеток» обеспечат возможность оперативной голосовой связи абонента с диспетчером служба «112» непосредственно через абонентское устройство. Другой, не менее важной составляющей нового многофункционального устройства являются порты для подключения к каналам цифрового телевидения, радио и сети Интернет. Идея оснащения всех без исключения квартир доступом в Глобальную сеть – реальный шаг навстречу информационному обществу и надёжный способ обеспечить доступ граждан к электронным государственным услугам.

Базовый телекоммуникационный пакет будет состоять из девяти радиоканалов, восьми каналов цифрового телевидения и низкоскоростного (128 Кбит/с) доступа в Интернет. И это уже сфера полномочий «ЦентрТелекома». Компании предстоит обеспечить дома новосёлов в Кунцеве дешёвым Интернетом и доступным интерактивным телевидением. Для преодоления «последнего дюйма» задействуется модернизированная инфраструктура связи МГРС, которая обеспечит «доставку сигнала» в каждую квартиру. «ЦентрТелеком» со своей стороны подключит пилотные дома к корпоративной сети передачи данных, используя собственные ресурсы и телекоммуникационные сети дочерних компаний. Однако участие «ЦентрТелекома» в этом проекте носит не только социальный характер. Пока что речь идёт только о новостройках и домах после капремонта. Но в дальнейшем современные каналы коммуникации могут появиться в каждом московском доме, при этом цена за использование «благ цивилизации» не превысит привычных для слушателей проводного радио 34 рубля 22 коп. в месяц. В свою очередь «ЦентрТелеком» получает виртуальный доступ к сотням тысяч столичных домов. И по первому пожеланию абонентов может увеличить скорость подключения к сети Интернет или расширить пакет каналов интерактивного телевидения, поскольку в рамках проекта «Социальная розетка» применяется технология FTTx. Интерфейс «социальной розетки» фактически выполняет функцию оконечного абонентского оборудования и таким образом снимает зависимость оператора от наличия собственных телефонных линий на «последнем дюйме».

- Мы придаём большое значение участию нашей компании во внедрении «Социальной розетки», ведь это позволит гарантировать всем жителям России максимальную доступность современных инфокоммуникационных систем, - говорит генеральный директор ОАО «ЦентрТелеком» Ваагн Мартиросян. - Думаю, что после успешного запуска в Москве опыт использования подобного интерфейса может быть применён и для всей нашей страны.

Ведущие аналитики телекоммуникационного рынка сходятся во мнении, что участие в проекте «Социальная розетка» в случае его успеха станет для «ЦентрТелекома» реальной возможностью завоевать ранее недоступный московский рынок частных пользователей. Благо в технических ресурсах компания практически не ограничена. На первом этапе для организации «последней мили» планируется использовать инфраструктуру связи дочерней компании РТС. Однако в настоящее время менеджмент «ЦентрТелекома» оценивает целесообразность создания собственной телекоммуникационной сети в рамках проекта «Социальная розетка».

Источник: "Связьинвест" корпоративное издание №09(87) сентябрь 2009

Все публикации